Швединг – что же это такое? КиноПоиск объясняет

Sweding — термин, введенный Мишелем Гондри в фильме «Перемотка», и означает он следующее: когда кто-то при помощи подручных средств (фольги, картонных коробок и энтузиазма) делает ремейк известного фильма. В «Перемотке» герои Джека Блэка и Мос Дефапереснимали таким манером потерянные фильмы из видеопроката, а все отличия от оригинала объясняли тем, что это спецверсии фильмов, доставленные из Швеции.

Идея прижилась в народе: на YouTube ворох всевозможных sweding-роликов, от двухминутного «Темного рыцаря» до покадрового ремейка трейлера к последним «Звездным войнам». Взрослые люди носятся с простынями вместо супергеройских плащей, и чем абсурднее происходящее на экране, тем лучше. Sweding — это непутевое творчество, но и ода хенд-мейду и силе воображения, и просто маленькое чудо. Может даже показаться, что это возвращение к истокам кино. Когда-то Жорж Мельес снимал великие фильмы, вооружившись только изобретательностью, а не 200-миллионными бюджетами и безликими спецэффектами. Sweder’ы, конечно, на величие не претендуют, но их талант к неожиданным выдумкам — налицо. Почему же это занятие легализовал только Мишель Гондри?

Фанатские работы — sweding, фан-фикшн, фан-арт — считаются в обществе чем-то непрестижным. Для тех, кто их создает, читает или смотрит, это guilty pleasure. «Пишите свое, а не фан-фикшн» — призвал в интервью кто-то из знаменитых (не помню, кто, так что не скажу — великих). Но фанаты продолжают свое, и даже знаменитости не стесняются фан-творчества: Джеймс Франко с друзьями наснимал мэшап-ремейков популярных сериалов, от «Игры престолов» в стиле мокьюментари» до «Сплетницы» на Диком Западе».

Если вдуматься, когда изобрели фанатское творчество — творчество, основанное на чужих историях и персонажах? Когда лорд Теннисон писал стихи о короле Артуре и Улиссе, он занимался фан-фикшном. Когда Васнецов рисовал Ивана-Царевича, а Милле — Офелию, они творили фан-арт. Не исключено, что множество людей сочиняли фан-фикшн и 200, и 500 лет назад. Просто у них не было интернета, чтобы поделиться с другими, а до нас дошли только произведения мэтров (как оно обычно и бывает).

Так в чем разница между подлинным искусством и бескрылой поделкой на тему известной истории? Качество исполнения? Значительность изменений по сравнению с исходным материалом? Оригинальность новой трактовки?

Неудачное фан-творчество — это подделка, вызывающая разве что блеклую тень удовольствия, но встречается и нечто другое. Хорошая фан-работа создает художественное впечатление и вызывает чувства. Не будем сравнивать их с теми чувствами, которые вызваны оригиналом. Это не математика. Не обязательно читать «Одиссею», чтобы оценить стихи Теннисона об Улиссе. Не обязательно знать наизусть «Гамлета», чтобы восхититься «Офелией» Милле.

Порой кажется, что между любительским фан-фикшном, sweding-короткометражками и популярным, всеобще признанным произведением лежит пропасть. Но фанатская работа все же может обрести крылья и самостоятельность. Тогда ярлыки «фан-фикшн» и «искусство» ей уже не понадобятся. Хоть розой назови ее, хоть нет.

В современной культуре все большее влияние обретают гики. Среди режиссеров и сценаристов немало людей, которые сами от чего-то «фанатели», а потом стали успешными творцами. Один из создателей «Шерлока», Стивен Моффат, признался в одном интервью, что этот знаменитый сериал — по сути, фанфик. Джей Джей Абрамс, давний поклонник «Звездных войн», снял седьмой эпизод этой саги. «Пробуждение силы» вызвало неоднозначную реакцию у зрителей, и некоторые пренебрежительно окрестили фильм фанфиком. По всем признакам это и вправду фанфик, но что же в этом плохого? Новый фильм можно любить или не любить, но нельзя отрицать, что Джей Джей Абрамс по-фанатски бережно отнесся к оригинальной трилогии.

Сет Грэм-Смит прославился мэшап-фанфиком «Гордость и предубеждение и зомби». По книге поставили фильм с такими звездами в главных ролях, как Лили ДжеймсЛина Хиди и Мэтт Смит. И, наконец, всем известен скандальный фанфик, опубликованный, прочитанный миллионами людей и экранизированный в прошлом году. Разница между его автором и другими известными писателями только в том, что она указала, что сподвигло ее на творчество. А сколько авторов молчит о фанфиках, зашифрованных в их произведениях? Как сказал Пикассо: «Хорошие художники копируют. Великие художники крадут».

Все режиссеры когда-то начинали со съемок на любительскую камеру на заднем дворе. Любитель sweding’а может превратиться из поклонника в режиссера, а фикрайтер — в оплачиваемого и известного сценариста. Сколько для этого потребуется труда, таланта и везения — другой вопрос. Но то, что создавать фанатские работы не зазорно, становится все более очевидным. Нам просто нужно повторно признать, что вдохновляться чужими творениями — это нормально. И если в XIX веке поэты, знавшие наизусть античных классиков, снова и снова воспевали Елену Троянскую, то сейчас другая поп-культура и другие источники — от комиксов до сериалов. И другие формы творчества — от фанфиков до короткометражек.

Sweding — повод собраться с друзьями летним вечером, способ приобщиться к «магии кино», доступный всем… Фанатская работа может стать тренировкой перед созданием оригинального фильма — а может обрести популярность сама по себе. В конце концов, всем творцам нужно вдохновение. И так ли важно, что послужит отправной точкой при создании чего-то хорошего.

Кстати, те, кто хочет попробовать снять фильм в жанре sweding или посмотреть на работы других кинолюбителей, могут сделать это на фестивале «Швединг», который состоится 6 августа в Москве. КиноПоиск — официальный партнер фестиваля.


Источник https://www.kinopoisk.ru/blogs/spin-off/post/4604/#comm0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *